Навигация по разделу

назад к списку

Пресса о проектах фонда

Игра не окончена.

Российские музыканты вернулись на родину.

В Москве уже в четвертый раз прошел фестиваль “Возвращение”, который организуют молодые выпускники московских музыкальных вузов, теперь учащиеся и работающие за границей. В заключение фестиваля прозвучало сочинение молодого композитора Артема Васильева “Игра окончена”, встреченное визгом и овациями.

Как замечено многими, типовое произведение, написанное серьезным современным композитором, заканчивается мрачным уходом в никуда или в лучшем случае затухающими конвульсиями. Заказывая произведение Артему Васильеву, фестивальное руководство решило застраховаться от подобного финала и обязало автора закончить опус музыкой громкой, ритмичной и оптимистичной. Автор справился с задачей, музыканты справились с исполнением, а весь Рахманиновский зал консерватории настолько воодушевился новым для актуального искусства поворотом дел, что даже заставил исполнителей сыграть последний фрагмент опуса на бис. Артем Васильев проснулся знаменитым.

Вообще-то жизнь участников фестиваля трудна и драматична. Они учатся за границей, потому что там теперь преподают лучшие русские педагоги. Некоторые из них вышли на большую профессиональную сцену, некоторые еще нет. Все они талантливы и обладают высоким классом, но найти свободное место на мировом рынке нелегко; пропасть никто не пропадет, но перспективы довольно туманны. Однако оптимизма и бодрости у них хоть отбавляй; и каждый январь, когда они слетаются в Москву, чтобы поиграть на фестивале “Возвращение”, они еще более заряжают бодростью и себя, и слушателей.

За четыре года фестиваль “Возвращение” приобрел марку; круг его почитателей расширяется. Теперь возможностей маленького зала в родной школе – Гнесинке-десятилетке уже не хватает, и все четыре концерта фестиваля проводятся в Рахманиновском зале консерватории. Круг участников тоже расширяется: во-первых, к “возвращенцам” добавляется все больше москвичей, никуда не уезжавших, во-вторых, вместе с “возвращенцами” начинают прилетать их однокашники – например, японцы и корейцы, учащиеся в Германии у Захара Брона или Давида Герингаса. Следует добавить, что и те и эти участвуют в фестивале из чистого энтузиазма – гонораров никаких принципиально нет.

Программы тоже далеки от банальности. Одна из них называется “Корни” – оказывается, о корнях, будь они русские-еврейские, армянские или балтийские, музыканты помнят. В программе “Романтическая музыка” из романтиков значится один Шуберт, зато показано, как бьется за жизнь романтизм в XX веке руками Берга, Хиндемита и Денисова. В программе “Влияния” соседствуют Мусоргский и Равель, Прокофьев и Пуленк, Стравинский и Десятников. В программе “Концерт по заявкам” находится место и Телеману, и Макмиллану: музыканты чувствуют себя свободно в диапазоне от барокко до постмодернизма.

Большинство постоянных участников фестиваля уже стали традиционными московскими январскими знаменитостями – это Роман Минц и Дмитрий Булгаков (идеологи и руководители), Кристина Блаумане, Борис Андрианов, Екатерина Апекишева, Борис Бровцын, которым нимало не уступают их постоянно живущие в Москве коллеги – Ксения Башмет (ей отдельное спасибо за фортепианную партию в Секстете Пуленка), Юлия Корпачева, Тимур Якубов, Геннадий Вал и другие.

Оценив присутствие в программах Бриттена и Пуленка, фестиваль стали поддерживать Британский совет и Французский культурный центр. Организован фонд “Возвращение”. Становится даже не по себе – ведь участники будут неминуемо взрослеть, бюрократия- разрастаться, престиж- расти, мафиозность- крепиться.

Но пока молодые организаторы не устают благодарить в буклете многочисленных энтузиастов, в том числе неких Сибизднябышева и Скунца (искать названных добродеятелей в реальности бесполезно), а это говорит о том, что главное- то есть чувство юмора – еще не потеряно.

Петр ПОСПЕЛОВ, “Известия“


Вернуться к навигации