Навигация по разделу

назад к списку

Пресса о проектах фонда

Дмитрий Булгаков: «Главное, чтобы тема увлекала…» Гобоист, один из художественных руководителей фестиваля «Возвращение», об особенностях юбилейной программы.

Фестиваль удался, если процесс совместного музицирования и общения в радость участникам. Желание исполнителей играть снова, на следующий год - главный критерий удачи очередного фестиваля.

В первых числах января, московские меломаны, оставшиеся на каникулах в столице, привыкли ходить на камерные концерты музыкального фестиваля «Возвращение», который проводится уже в 15-ый раз. Все предыдущие года программу «Возвращения» показывали в Рахманиновском зале Консерватории. В январе 2012 года фестиваль впервые сменит свою сценическую площадку. Концерты «Возвращения» объединяет музыкантов, представляющих сплав лучших традиций русской и зарубежных исполнительских школ.

Участники фестиваля – бывшие студенты и выпускники Гнесинки и Консерватории, звезды классической музыки, лауреаты международных конкурсов, частые гости на лучших площадках мира, солисты ведущих западных и российских оркестров, педагоги и профессора российских, европейских и американских вузов, съезжаются на время новогодних каникул в Москву.

— Почему московской публике понадобился еще один музыкальный фестиваль? Или он нужен не публике, но исполнителям? — Фестиваль понадобился нам, музыкантам поколения 90-х, которые учились на тот момент в разных странах, чтобы добавить в наши редкие после отъезда за рубеж встречи творческую составляющую, чтобы обмениваться не только новыми впечатлениями «бытового» характера, но и музыкальным опытом, который мы получали в разных ВУЗах мира. И то, что он сразу был принят московской публикой, – большая радость и удача для нас.

— Вообще, что важнее, чтобы фестиваль был нужен был публике или исполнителям? — Думаю, любовь публики, которую мы ощутили с первого же года существования этого проекта, – реакция, в том числе, на наши искренность, юношеский энтузиазм и желание поделиться чем-то новым.

— Обилие фестивалей – знак нормальности филармонической жизни или же, напротив, ее судорожности и припадочности, призванных латать многочисленные репертуарные лакуны? — Мне кажется, что фестивали – это хорошо. И чем больше их – тем лучше культурный климат. Естественно, при одном условии – что это хорошие фестивали. Чтобы это не было формальным словом и формальным действом. Фестиваль – концентрация сил и идей. Это радость встреч. Это повод к размышлению. Это грусть расставания – и ожидание Возвращения.

— Какой из фестивалей «Возвращение» кажется вам самым интересным, удавшимся? В чем это проявилось? — У меня нет любимых и нелюбимых фестивалей. Каждый очень дорог для меня, и каждый даёт и забирает очень много сил и эмоций. Есть концерты, которые нравятся больше или меньше, это очень индивидуально, и, кстати, часто не совпадает с ощущениями коллег или части публики.

Бывают очень сложные фестивали в плане организации – просто настоящие «сражения» за то, чтобы всё состоялось. Здесь каждый год разный. В этот раз мы впервые проводим Фестиваль при поддержке Московской Филармонии и, на мой взгляд, у нас получается хорошая совместная работа.

— Можно ли начертить график «Возвращений» различных годов – фестиваль идет в гору или с горы, или график этот неровный? — Мне кажется, и я надеюсь, что график четырнадцати прошедших фестивалей достаточно ровный. Фестивалю удалось в течение всех этих лет сохранять «костяк» участников-«ветеранов» – и это Андрианов, Бровцын, Блаумане, Кобрин, Кацнельсон, Рысанов и многие-многие другие, и каждый год к нам присоединяются новые замечательные музыканты, и это движение прогрессирует. Много времени мы уделяем подготовке и обсуждению программ и, к счастью, нам удаётся выстраивать фестивальный график так, что ничто не играется «с листа» или с одной репетиции. Мы вообще довольно консервативны внутри этого проекта. Каждый год это четыре концерта. Каждый год – три тематических и ещё один – «Концерт по заявкам» исполнителей. Каждый год много премьер. Каждый год много контрастов.

И каждый год… не повторяются произведения. То есть это всегда новая для фестиваля музыка.

Одним словом, форма фестиваля найдена, она почти не меняется, но внутри неё всегда движение, всегда новые идеи, темы, музыка… И нам интересно это. Надеюсь, что и нашей публике тоже.

— Как, из чего и по каким критериям собирается программа фестиваля? Какие причины и особенности помогли сверстать программу нынешнего «Возвращения»? — Наверное, это всего три критерия. Это должна быть хорошая музыка – на взгляд художественного руководства фестиваля. Это должна быть музыка, интересная тем музыкантам, которым предлагается эту музыку сыграть (или которые предлагают эту музыку сами) – и уверенность, что в этой музыке мы раскрываем заявленную тему концерта.

— Нынешняя программа фестиваля традиционно состоит из тематических программ (патриотизм в творчестве композиторов; салонная музыка; «концерт по заявкам» и музыка вокруг Чайковского – как повлиявшая на самого Петра Ильича, так и та, что влияла на других композиторов). Эти темы соотносятся с актуальной повесткой дня или с чем-то другим? — Актуальная повестка дня – это желание играть определённую в музыку сегодня. И это интерес к теме со стороны организаторов и участников проекта одновременно.

Если тема, над которой мы начинаем работать в течение года, «не пошла» – мы можем поменять её. Если музыка, которая подходит тематически, не интересна, что называется, «музыкантски» – мы её не берём.

Если произведение не нравится кому-то из наших исполнителей, но нравится мне – я никогда не буду «продавливать» исполнение: результат разочарует. Но при таком разнообразии интерпретаторов, как правило, удаётся найти оптимальный состав для каждого номера концерта.

— Какие еще (или же сугубо тематические) принципы могут быть заложены в основание фестивальных программ? — Для тем и настроения фестивальных программ нет никаких ограничений!

Например, это знаковые личности в истории музыки (Шуман, Стравинский, в этом году – Чайковский). Интерес к персоне возникает спонтанно, не в связи с юбилейными датами.

Скажем, Чайковского мы решили «представить» после очередного конкурса имени Петра Ильича. Показалось, что за конкурсными переживаниями и стандартным набором шедевров Чайковского ускользает личность композитора.

Его мы представляем на Фестивале в музыке… других авторов. Той музыке, которая вдохновляла его (скажем, Моцарт, Шуман). Музыке его современников, тесно связанных с Чайковским творчеством и (или) дружбой (Аренский, Даргомыжский).

Также в концерте прозвучит музыка композиторов ХХ века, посвятивших свои опусы Чайковскому или использовавших в своей музыке его темы (Стравинский, Сильвестров, Куртаг). Концерт завершится вокальным произведением Чайковского на тему… Моцарта.

Таким образом, на Фестивале мы сыграем музыку, окружавшую Чайковского при жизни, и музыку, на которую повлиял он сам.

Но чаще бывает, что темы фестивалей не связаны с конкретными именами. Мы смотрим на похожие обстоятельства в биографиях композиторов самых разных эпох. Тут и отношения авторов к фольклору (программа «Корни»), и выражение гражданской позиции в творчестве (Musica Politica), и музыкальные взаимоотношения композиторов («Влияния»)…

Как я уже сказал, тут нет ограничений. Главное, чтобы тема увлекала, и чтобы получилось раскрыть её на концерте.

— Кого вы видите своим слушателем, то есть, для кого фестиваль делается и проводится? — Для тех, кто любит музыку. Кому интересно новое и незаигранное. Кто не просто пришел «приятно провести время», поскольку «Возвращение» является «досуговым» мероприятием лишь в малой степени. Мы всегда даём некую «картинку мира» в каждой из тем, которые мы предлагаем слушателю. И никогда не настаиваем на однополярности этой картинки. Трактовать видение темы по-своему, соглашаться с нами или спорить – эту возможность мы охотно предоставляем нашей публике.

— Какие пунктики вы себе наметили для того, чтобы самим понимать, что фестиваль удался (или не удался, если такое бывало)? — Фестиваль удался, если процесс совместного музицирования и общения в радость участникам. Желание исполнителей играть снова, на следующий год – главный критерий удачи очередного фестиваля.

Беседовал Дмитрий Бавильский. "Частный Корреспондент".


Вернуться к навигации